Бесплатная,  библиотека и галерея непознанного.Пирамида

Бесплатная, библиотека и галерея непознанного!



Добавить в избранное


МАГИЯ В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ



АЛИСТЕР КРОУЛИ




НЕОБХОДИМОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ
Книга, предлагаемая вашему вниманию, по праву считается главным произведением
Алистера Кроули - автора, обладающего образцово дурной репутацией в мистических
кругах Запада. Его имя связано с самыми мрачными аспектами магии и мистицизма; его
учение сыграло ведущую роль в становлении современного сатанизма и нацистской
мистики; его деятельность была прямым вызовом морали и здравому смыслу
человеческого общества. Тем не менее, он был последним великим магом европейской
традиции, и, возможно, станет одним из тех, кто передаст эту традицию новым, более ода-
ренным и агрессивным поколениям.
Ибо европейская магия - это магия воинов. Отсюда проистекают все ее достоинства и все
ее недостатки (которые нередко кажутся нам достоинствами). Идеи, воспринятые из
воинственной семитской традиции и пропущенные через героическое сознание древних
греков, поразительнейшим образом сплавились здесь с жестокой мифологией полудиких
германцев и безумных кельтов - и породили систему, с которой на протяжении многих
веков сражались все европейские государства и церкви. В мирные времена магия уходит в
тень; ее обряды кажутся глупыми и отвратительными, и это действительно так, ибо
поколение магов мельчает от покоя и сытости. Если магия поднимает голову - значит, в
воздухе
пахнет бедой, войной или революцией; а именно таков был воздух эпохи, в которую
довелось жить и работать Алистеру Кроули.
"МАГИЯ В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ" В ЕВРОПЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ
"Магия в теории и на практике" впервые увидела свет в 1929 году и практически не
привлекла к себе внимания общественности. С одной стороны это объяснялось
специфическими особенностями книги которых будет сказано ниже); с другой стороны -
тем, что мода на оккультизм пошла на спад. Мистика стала более "духовной" и
бесплотной, более интровертной. Кумиры нового времени (в первую очередь, Гурджиев и
Кришнамурти) поставили во главу угла личное самосовершенствование человека и, таким
образом, сняли с повестки дня вопросы о силе, власти и мирских благах. Дорогостоящие
реквизиты и сложные теории ритуальной магии казались в ту пору ненужным и
бесполезным чудачеством; и никто даже не предполагал, чем обернется это "чудачество" в
столь недалеком будущем.
Ритуальная магия снова сделалась предметом серьезных исследований лишь после того,
как продемонстрировала свою эффективность :а практическом примере тоталитарных
государств. К тому времени Кроули уже имел столь одиозную репутацию, что ссылаться
на его работы было небезопасно; но все же их читали многие, и многие делали в них
соответствующие выводы.
Это особенно отчетливо проявилось в культуре "психоделических 60-х", с ее фильмами
ужасов, литературой "фэнтэзи", "тяжелой" музыкой и культом галлюциногенных
препаратов. Именно в эту пору Кроули становится культовой фигурой молодежного
движения. Его по-прежнему не читают, но охотно (и часто искаженно) цитируют и
адаптируют для широкой публики. Внимательный читатель "Магии в теории и на
практике" обнаружит прямые и замаскированные цитаты из этой книги не только в
"Сатанинской Библии" Ла Вэя, "Колдовстве сегодня" Гарднера и многочисленных работах
на темы так называемой "кельтской магии", но и у более респектабельных авторов - в
частности, у Ричарда Баха (особенно в повести "Иллюзии") и Карлоса Кастанеды. Поэто-
му некоторые идеи Кроули могут показаться знакомыми даже тем, кто никогда не слышал
его имени; но его творчество отнюдь не исчерпывается проповедью данных идей.
"МАГИЯ В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ" В ТВОРЧЕСТВЕ КРОУЛИ
"Магия в теории и на практике" завершает собой период активной творческой жизни
Кроули и является наиболее полным и внятным компендиумом его учения о магии. К
моменту ее написания Кроули уже успел в значительной степени растратить отцовское
наследство, потерять свою былую популярность и рассориться почти со всеми своими
влиятельными сторонниками. Написанием "общедоступного" руководства по магии он
рассчитывал привлечь к себе новых последователей - но талант популяризатора не был
свойственен ему ни в коей мере. Поэтому руководство получилось отнюдь не
"общедоступным" и не оправдало возлагавшихся на него надежд.
Таким образом, значение этой работы состоит отнюдь не в "общедоступности" и не в
оригинальности изложенных здесь идей (все они, в той или иной степени, излагались в
предыдущих работах Кроули), а в том, что она систематизирует и уплотняет чрезвычайно
разветвленное и обширное учение Кроули и, фактически, служит путеводителем в его
магическом лабиринте.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ "МАГИИ В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ"
Читатель, воспитанный на "популярной мистике" последних лет, при столкновении с
данной книгой ощутит некоторое недоумение, а, быть может, и раздражение. Что-то
подобное, должно быть, испытывали наивные иностранцы, глядя на полупустые прилавки
советских магазинов. Но не стоит расстраиваться: подобным образом выглядят
практически все подлинные руководства по магии. Они рассчитаны на "опытного
покупателя", который знает, что настоящий товар лежит не на прилавке, а под прилавком,
и что, несмотря на пустоту витрин, в подсобках можно найти все, что душе угодно. А
"Магия в теории и на практике" дает нам возможность заглянуть не только "под прилавок"
(то есть в многочисленные примечания к вызывающим недоумение текстам), но и "в
подсобку" (в обширные "Приложения", где содержатся подлинные магические тексты и
таблицы).
Но это вовсе не значит, что основной текст книги второстепенен, лишен смысла и не
содержит в себе ничего ценного. Намеков, полунамеков и оговорок, содержащихся в них,
бывает вполне достаточно для э, чтобы понять остальное. Они не излагают тот или иной
магический метод, а демонстрируют его применение на практике. И правильнее всех
поступит тот, кто заинтересуется не буквальным смыслом текстов Кроули, а техникой их
построения и самим строем мышления автора. Ведь Кроули - не исследователь магии, а
практический маг. Он видит магию изнутри; он живет и действует по законам безумного
мира магии и просто не в состоянии объяснить их с "разумной" точки зрения.
Итак, "Магия в теории и на практике" - не столько руководство по магии, сколько
практическая демонстрация ее идей и методик с приложением информации, необходимой
для данного случая. Однако не следует думать, что это снижает дидактическую ценность
книги. Здесь уместно напомнить, что целое поколение великих писателей выросло на
ромах Толстого и Достоевского; но критические статьи о Толстом и Достоевском
покамест не воспитали ни одного великого писателя.
При внимательном чтении "Магии в теории и на практике" возникнет впечатление, что
основной текст этой книги зашифрован и на самом деле содержит в себе нечто большее,
чем просто буквальный смысл. По-видимому, главы этой книги следует читать в обратном
порядке - от двадцать первой к нулевой - то есть тем же способом, каким, по мнению
Кроули, происходит восхождение Мага по лестнице Старших Арканов таро. Отчасти это
подтверждается и тем, что последние главы гораздо проще первых и посвящены более
"приземленным" и практическим темам, а первые - нарочито невнятны и пестрят